Наскальные рельефы Дацзу расположены в уезде Дацзу города
Чунцин на юго-западе Китая. Это место называется ?родиной наскальных рельефов?. Начало наскальным рельефам было
положено во время правления императора Юнхуэйя в начальный период династии Тан (649 год), они развивались на
протяжении поздней Тан, Пяти династий (907-959 гг.), достигли своего расцвета в периоды правления Северной
и Южной Сун (960-1278 гг.), во время Мин и Цин (14-19 века) было увеличено количество наскальных рельефов,
в итоге образовался масштабный комплекс лучших произведений искусства резьбы по камню Китая, который был назван представителем
пещерного искусства позднего периода в Китае, известен наряду с каменными пещерами Юньган, Лунмэнь и Могао.
Наскальные рельефы Дацзу известны миру своим масштабом, искусной резьбой по камню, многочисленными сюжетами,
богатым содержанием, а также отличной сохранностью. Они вобрали в себя лучшие изобразительные работы буддизма, даосизма
и конфуцианства, обладают национальными и жизненными чертами, стали яркой жемчужиной пещерно-храмового зодчества Китая.
Многочисленными изображениями и письменными историческими материалами наскальные рельефы Дацзу с разных сторон отобразили
стили китайского каменного искусства, а также развитие и изменение народных верований с конца 9 по середину 13 веков,
внесли значительный вклад в обновление и развитие искусства резьбы по камню Китая, обладают исторической, художественной
и научной ценностью, которую не заменят каменные пещеры прошлых столетий.
В общей сложности здесь насчитывается около 70 мест с более чем 100 тысячами каменными статуями. Самыми известными
считаются пять мест - горы Бэйшань, Баодиншань, Наньшань, Шичжуаньшань, Шимэньшань, в которых и сосредоточены статуи.
Наскальные надписи в горах Бэйшань расположены в двух км от уездного центра Дацзу, их начали
вырезать в первый год правления танского императора Цзинфу (892 год), надписи были завершены во время правления
императора Шаосина династии Южная Сун (1162 год). В Бэйшане порядка 10 тысяч наскальных барельефов и статуй,
которые были созданы за счет пожертвований верующих. Здесь можно увидеть скальные изображения, охватывающие 51 тему,
главным образом, это сюжеты, взятые из популярных историй деятелей буддизма того времени. Наскальные надписи в горах Бэйшань – это произведение
секуляризированного буддизма, которые отличаются от пещер раннего периода в Китае. Статуи в Бэйшане известны своей тонкой
вырезкой, высоким мастерством, красотой и изысканностью, представили развитие и изменение народного буддизма и искусства вырезки из
камня.
Наскальные рельефы в горах Баодин расположены в 15 км к северо-востоку от уездного центра Дацзу,
создание их началось на 6-м году правления императора Чуньси династии Южная Сун (1179 год), работы были
завершены на девятом году правления Чунью династии Южная Сун (1249 год). Наскальные рельефы в горах Баодин, центром которых является
монастырь Шэншоу, включают в себя 13 групп скульптур, в том числе больших и маленьких Будд, всего около 10 тысяч настенных барельефов
и статуй, в основе главных сюжетов лежат личности тантрического буддизма. Комплекс статуй напоминает большой буддийский
центр, представил лучшие произведения искусства резьбы по камню периода Сун (960-1278 гг.).
Наскальные рельефы в горах Наньшань расположены к юго-востоку от уездного центра Дацзу, создание
их началось в эпоху Южной Сун (1127-1278 гг.), при династиях Мин и Цин были немного дополнены. В горах Наньшань
всего около 15 ниш для статуй, в основном преобладают даосские статуи, которые тонко вырезаны, фигуры представляются
упитанными, внешне расписаны. В горах Наньшань сосредоточено и сохранилось самое большое количество каменных статуй даосизма
Китая, наскальные рельефы представляют собой полную группу каменных произведений, которые отражают систему духов.
Наскальные рельефы в горах Шичжуаньшань расположены в 25 км к юго-западу от уездного центра
Дацзу, создание их началось на 5-м году правления императора Юань Фэна династии Северная Сун (1082 год),
работы завершились на третьем году правления император Шаошэна (1096 год). Протяженность участка скал, которые отведены
под статуи, составляет около 130 метров, высота участка – 3-8 метров, всего 10 ниш. Наскальные рельефы в Шичжуаньшань
считаются классическим комплексом среди китайских пещер, где соединяются ?три учения? - буддизм, даосизм и конфуцианство.
Наскальные рельефы в горах Шимэньшань расположены в 20 км к востоку от уездного центра
Дацзу, создание их началось на первом году правления императора Шаошэна династии Северная Сун (1094 год), работы
были завершены на 21 году правления императора Шаосина династии Южная Сун (1151 год). Статуи тянутся на
72 метра, высота барельефов от 3 до 5 метров, всего 16 отверстий. Главными сюжетами являются истории о буддийских
и даосских деятелях. Кроме того, имеются записи о статуях, стелы и надписи. Наскальные рельефы в горах Шимэньшань – самый крупный комплекс
произведений искусства резьбы по камню Дацзу, который соединяет в себе элементы буддизма и даосизма. Отличительными
особенностями обладают статуи многочисленных даосских пещер. Статуи упитанные, выражения лиц похожи на настоящие,
в них изумительно сочетается величественный дух божеств и живое выражение человеческого лица, они представляют собой уникальные
произведения искусства резьбы по камню Китая.
|