История Сучжоу насчитывает более 2500 лет. Это родина шелка и самой старой
формы традиционной китайской оперы – куньцюй, которая внесена ЮНЕСКО в Список всемирного нематериального наследия. Сучжоу
издревле был крупнейшим торговым центром Китая, где жили богатые купцы, учёные и отставные чиновники. Патриархальный облик,
заложенный в древности, и по сей день присущ городу. Гомон торговцев и смех жителей на улочках Сучжоу — типичная для южного
Китая картина. Но туристы со всего мира покупают туры в Сучжоу прежде всего для
того, чтобы увидеть знаменитые классические сады Китая. В XVII веке их было более ста. На сегодняшний день
в Сучжоу сохранились Сад мастера рыболовных сетей, Сад неудачливого чиновника, Львиная пещера и Сад спокойного времяпрепровождения.
Сады в Китае начали создавать монархи династий Шан и Чжоу – как парки отдыха и развлечений. Китайцы так научились имитировать природу,
что искусственно созданные ландшафты превосходили по красоте естественные. Со временем сады вошли в моду, и каждый знатный чиновник
считал своим долгом отстроить свой собственный неповторимый сад. При этом сад китайца – это не просто услада для глаз,
а целая философская концепция, в которой все продумано до мелочей. Так, в вестибюле встречали гостей, любовались экзотическими растениями
в горшках и смотрели театральные представления. В гостиной жил глава семейства и проходили семейные торжества. В беседках
отдыхали и любовались пейзажами. Основные элементы классического китайского сада - это камни, водное пространство,
павильоны, цветы и деревья.
В 1997 г. шедевры пейзажного садового искусства Сучжоу -- сады "Чжочжэнъюань" /"Сад удалившегося
от дел чиновника"/, "Лююань" / "Оставляющий у себя сад"/, "Ваншиюань"
/"Сад рыбака"/ "Хуаньсюшаньчжуан" /"Усадьба в живописном окружении гор"/
-- были внесены ЮНЕСКО в Реестр объектов мирового культурного наследия. В 2000 г. сады "Цанлантин"
/"Изумрудная беседка"/, "Шицзылинь" / "Львиная чаща"/, "Ипу"
/"Цветник искусства"/, "Оуюань" /"Сад супружеского уединения"/
и "Туйсыюань" /"Сад раздумий о содеянном"/ также были включены в Реестр объектов мирового
культурного наследия. Все эти сады принадлежали частным владельцам. Самым старинным из них является сад "Цанлантин",
построенный в середине XI в., остальные появились при династиях Мин /1368 -- 1644 гг./ и Цин /1644
-- 1911 гг./, когда пейзажное садовое искусство Сучжоу переживало период своего расцвета.
Живописные пейзажные сады Китая всегда славились гармоничным сочетанием искусственных горок и водоемов
с архитектурными сооружениями, цветами и деревьями.
Попадая за стену, просто замираешь от красоты миниатюрного уголка живой природы: изящные мостики,
журчащие ручьи, искусственные горки, павильоны и террасы, укромные тропинки, цветы и деревья... Отсюда еще одно название
пейзажных садов Сучжоу -- "Городские горы и рощи". В классических пейзажных садах Сучжоу круглый год по
воле человека струится вода и не смолкают ключи. В саду "Чжочжэнъюань" вода занимает треть пятых всей
площади сада. Но вода не представляет ограниченное пространство одного водоема, а варьируется то в форме сообщающихся
прудов, то речушек, извивающихся вокруг горок, мостиков, галерей и цветущих лотосов. Даже небольшого размера водоемы так же
прелестно смотрятся на фоне каменистых берегов, почти плывущих по воде мостиков и прилепившихся к берегу строений.
Обладая лишь одной шестой площади сада "Чжочжэнъюань", "Ваншиюань" сумел стать непревзойденным примером
изящества и уединенности. Этот сад являет собой классический образец "сада внутри сада", "пейзажа за
пределами пейзажа". Хотя в саду строения занимают много площади, а водоемы -- мало, здесь не ощущается ни тесноты,
ни ограниченности пространства.
Традиционное садово-парковое искусство Китая, которое ставит своей целью воссоздание естественного ландшафта в миниатюре,
в наши дни может быть наилучшим образом проиллюстрировано на примере девяти садов в историческом городе Сучжоу. Они являются
общепризнанными шедеврами подобного жанра. Сады, датируемые XI-XIХ вв., своей тщательной разработкой подтверждают
важность опоры на естественную красоту в китайской культуре.
|