Пещерные храмы Юньган — комплекс из 252 рукотворных пещер в 16 км к юго-востоку от китайского
города Датун, провинция Шаньси. Представляет собой наиболее полный памятник искусства династии Северная Вэй, столицей
которой был Датун. Большинство пещерных храмов было создано в промежутке между 460 и 525 гг. н. э., когда китайский буддизм переживал свой
первый расцвет. Содержит до 51 тыс. изображений Будды, некоторые из которых достигают 17 метров в высоту, а самая
маленькая не превышает и нескольких сантиметров.
Искусство гротов попало в Китай из Индии благодаря широкому распространения буддизма и бурно развивалось в период
со 2-го по 4-ый века. Гроты выбивались в скалах повсеместно, но особенно в Северном Китае. Наиболее известны:
гроты Дуньхуан и Майцзишань в провинции Ганьсу, гроты Лунмэнь в Хэнане и Юньган в Шаньси. Они являются не только настоящими
сокровищами буддийского искусства в Китае, но и имеют огромное значение для изучения древней китайской архитектуры, скульптуры,
костюмов, живописи, резьбы по камню и музыкальных инструментов.
Гроты Юньган вырублены в скале из пористого материала и протянулись на 1 км с востока на запад.
Из 53 существующих гротов, 21 обладает вместительными объемами. Их можно разделить на три отдельные группы: восточные,
средние и западные. Восточные гроты (с 1 по 4) содержат, в основном, колонны и буддийские статуи. Средняя (с 5
по 13) и Западная (с 14 по 21) группы самые великолепные.
Обычно туристы начинают осмотр со средней части. На входе в первую пещеру туристов встречает 17-метровая
статуя Будды, вырезанная в твердой породе. Он сидит величественно, его выражение лица часто пугает посетителей, а его голова
почти касается потолка. Длина уха достигает 3.1 м, стопы – 4.6 м, а среднего пальца – 2.3 м. Стены и потолок пещер заполнены нишами,
в которых находятся маленькие изображения Будды и летящего Апсара.
Впечатляет также 6-ой грот, известный как <<грот Сакуамуни>>. В нем находится
огромная квадратная колонна, высотой около 15 м. Она было вырезана в камне в период с 460 по 493 годы, когда город Юнган был столицей
Северной Вэй. Стены грота покрыты скульптурами Бодхисаттва, Будды и летящего Апсара. Особенно удивительны барельефы, вырезанные
с четырех сторон колонны. На них изображены сцены из жизни Сакуамуни (основателя буддизма), начиная от рождения и до
его достижения нирваны.
Атмосфера 12-го гота очень живая, благодаря скульптурам танцующих волшебниц на потолке и стенах.
Наиболее очаровательная из них группа вырезана на северной стене. Кто-то из девушек играет на флейте, кто-то бьет
в барабаны. В то время как другие играют на пипе, 4-струнной лютне. Дирижер этого <<оркестра>>
изображен на противоположной стене. Фигуры выгладят, словно живые. Эта скульптурная композиция очень ценна для изучения
древнекитайских музыкальных инструментов.
Западная группа гротов состоит из пещер от 17 до 20-ой. Это самые ранние сохранившиеся
гроты Юньгана. По форме они представляют собой овал. В них содержатся статуи Будды 13-16-метровой высоты.
В течение многих веков природа и человек разрушали Юньганские гроты. По статистики, 1400 статуй
было украдено и вывезено за границу. Многие из сохранившихся статуй лишились голов и конечностей.
буддийский пещерный храм на склонах горы Юньган, к С.-З. от г. Датун в пров. Шаньси (КНР).
Создавался в осн. в 460-525. В пещерах (их св. 60) овального и прямоугольного плана (дл. от 2-3 до
20 м, выс. до 25 м), вырубленных в мягком песчанике, находятся раскрашенные буддийские скульптуры (в ряде пещер -
статуи Будды выс. до 15 м). Стены пещер покрыты рельефами и многоцветными росписями (сохранились частично).
|